АВТОР - АЛЕКС КИРЕЕВ НЕКОТОРЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСТОКАМИ Чтение насыщенной математическими расчётами статьи Игоря Киреева вдохновило меня написать обзор материалов, проливающих свет на происхождение фамилии. Раз уж открылся целый сайт о 36000 Киреевых, то уж некоторые базовые сведения из истории и лингвистики стоит тут разместить. А дальше пусть каждый сам определит источник происхождения фамилии для конкретно его рода. Вне всякого сомнения, предковые корни различных Киреевых различны, и единого предка нет. Ведь ни у кого не возникает мысль, что у многочисленных (626000) Петровых был когда-то единый предок Пётр? (И непременно – царь!?) Сам, имея татарские корни (с прародиной в Башкирии), я рассмотрю тюркскую ветвь происхождения фамилии. С учётом того, что сделанный Игорем упор на ханское происхождение от имени Гирей меня не совсем устраивает. Ведь само имя Гирей – тоже откуда-то взялось. Для начала просветим читателей по поводу тюрков. 1. Некоторые сведения из истории Из Википедии: Тю́рки — этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая в I тыс. до н. э. Тюрки занимались главным образом кочевым скотоводством. Первым известным государственным объединением тюрок была орда Хунну (известных с V века в Европе под именем гунны). В I тысячелетии н. э. тюрки широко расселились по Евразии, (гунны дошли до территории Франции), смешались с ираноязычными народами в Средней Азии (Среднеазиатские тюрки). Общее число говорящих — более 157 млн. чел. (2005, оценка) Это немногим меньше арабов, численность которых в мире доходит до 190 млн. человек. Шесть государств с тюркской этнической базой являются независимыми и представляют собой субъекты международных отношений. Традиционно тюркские языки включаются в состав алтайской семьи, внутри которой они обнаруживают более тесное родство с монгольскими языками. Включение в алтайскую семью не признается некоторыми тюркологами и является предметом научных споров. Есть еще термин ТЮРКЮТЫ (монг. или ТУ-КЮ - кит.) – применяется для обозначения собственно древних тюрок, в отличие от современного применения слова ТЮРКИ, обозначающего совокупность всех тюркоязычных народов (порядка 60 ед.). Предметом споров также является вопрос, откуда есть пошли тюрки? Некоторые историки связывают начало тюрков с легендарным Тураном - конфедерацией племён Огузхана (214-176 г.г. до н.э.) в Центральной Азии в Ферганской долине. Якобы впоследствии Огузхан переместился в Монголию, основал столицу Каракорум («черные пески»), которая стала называться Урга, а уже в XX веке ее назвали Улан-Батор. В этой конфедерации насчитывалось 20 тюркских племен. Наиболее крупными и влиятельными из них были уйгуры, канглы, карлуки, кипчаки, текрины, киргизы, найманы, кераиты (выделено мной), конграты, баяуты и др. Самым многочисленными были джалаиры. Сведения об Огузхане, содержатся в поздних эпические сказаних (преданиях, легендах) и документально не подтверждены. Мне лично больше импонирует версия советского историка Льва Гумилёва о китайско-монгольских предках тюркских этносов – хунну. Из БСЭ: Хунну - кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая. Согласно Л. Гумилёву борьба множества племён на территории Китая привела к вытеснению некоторых племён из богатой центральной зоны на окраины – за пустыню. Момент рождения этноса хунну связан с переходом племен хяньюнь и хунюй с южной окраины пустыни Гоби на северную и слиянием их с аборигенами, имевшими уже развитую и богатую культуру. Имя этноса-аборигена не сохранилось, но нет сомнения в том, что этот этнос наряду с переселенцами с юга был компонентом этноса хунну, или хуннов, относящегося к палеосибирскому типу монголоидной расы. В IV веке до н.э. хунны образовали мощный племенной союз 24 родов, возглавляемый пожизненным президентом (шаньюем) и иерархией племенных князей "правых" (западных) и "левых" (восточных). Новый этнос всегда богаче и мощнее, нежели старые, составившие его: хуннам предстояло великое будущее. Основоположником же могучего государства считают сына хуннского шаньюя Туманя – Модэ – который в 209 г до н.э. произвёл переворот и создал державу Хунну, население которой достигло 300 тыс. человек (в 1 в. до н.э.). Из работы Л. Гумилёва «Хунны в Азии и Европе», 1989г. Затем начался передел. Хунны разделились на четыре ветви. Одна подчинилась сяньбийцам, вторая поддалась Китаю, третья, "неукротимые", отступила с боями на берега Яика и Волги, четвертая, "малосильные", укрепилась в горах Тарбагатая и Саура, а потом захватила Семиречье и Джунгарию. Эти последние оказались наиболее долговечными. Они частью смешались на Алтае с кыпчаками и образовали этнос куманов (половцев), а частью вернулись в Китай и основали там несколько царств, доживших до Х века (вернувшиеся назывались "тюрки-шато", а их потомки - онгуты - слились с монголами в XIII веке). Под натиском превосходящих сил орд Таншихая (14-летний (!) вождь сяньбийской державы, 1 век) "неукротимые" хунны отступили на запад и к 158 г. достигли Волги и Нижнего Дона. Этот отход затянулся на два с лишним года, пока хунны не оторвались от преследователей и не нашли покой в Волго-уральском междуречье. За это время было пройдено по прямой 2 600 км, а если учесть неизбежные зигзаги, то вдвое больше. Нормальная перекочевка на телегах, запряженных волами, за этот срок на столь огромное расстояние не могла быть осуществлена. К тому же приходилось вести арьергардные бои, где и погибли семьи уцелевших воинов. И уж, конечно, мертвых не хоронили, так как на пути следования хуннов "остатков палеосибирского типа почти нигде найдено не было, за исключением Алтая" . На запад в 155-158 гг. ушли только наиболее крепкие и пассионарные вояки. Это был процесс отбора, проведенный в экстремальных условиях. Хунны, спасшиеся от стрел и мечей сяньбийцев, остались почти без женщин. Ведь редкая хуннка могла вынести тысячу дней в седле без отдыха. Описанная в легенде метисация - единственное, что могло спасти хуннов от исчезновения. Но эта метисация вместе с новым ландшафтом, климатом, этническим окружением так изменили облик хуннов, что для ясности следует называть их новым именем «гунны». Из Википедии: Гу́нны (от греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) — полиэтнос с заметной частью кочевых народов, сформировавшийся в II—IV веках на землях от низовий Дона до Приуралья из ряда народов, включая угров и сарматов, кочевых тюркоязычных хунну (кит. 匈奴), прибывших туда во II веке из степeй Монголии. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.). Центр гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем - венгры. В состав гуннской монархии в середине 5 в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и том числе германцев, алан, славян". Так тюркский компонент расселился по территории Евразии, смешиваясь с коренными народами. Интересно заметить. Считается, что при смешении наций язык передается преимущественно по мужской линии, а физический облик – по женской. (Так, кстати при смешении мужских переселенцев-славян с местными финно-угорскими женщинами образовалась «русскоязычная» русская нация). Это объясняет и то, что тюркский язык распространился почти по всей Евразии, сохраняя различные физические черты народов-аборигенов. Генетические исследования подтверждают. Неожиданную поддержку исторической версии о первоистоках тюрков выдали генетики (см. статью О. Евграфова в журнале «Знания – сила», №11-12, 99 «Гены и история» http://www.znanie-sila.ru/online/issue_635.html). В статье рассказано о генетическом исследовании популяций людей с редкой Y-хромосомой. Результат: где-то в основании всей ветви русских (17%),финно-угорских народов (коми, мари, мордва, удмурты, часть чувашей)(20-50%), а также якутов и бурят (до 80%) был один человек, внесший значительный генетический вклад в современный генетический фонд этих народов. По расчетам, жил этот предок примерно 2,5 тысячи лет назад. Наверное, ему и в голову не приходило, что через несколько сотен лет по Земле будет ходить примерно 1,5 миллиона его прямых потомков (половина из которых несет мутацию, характерную для одной из его хромосом). Если чуть-чуть отступить от строгой логики, не позволяющей делать выводы без полных и безусловных доказательств, и дать себя очаровать удивительному ощущению истории Гумилева, мы ясно увидим, что необычные Y-хромосомы были принесены на берега Волги в седлах коней хуннов, горстки воинов, отступавших 2600 километров от преследователей-сяньбийцев, но так и не разбитых. Вот только откуда у тюрков могли появиться эти странные хромосомы, которые более нигде в мире не наблюдались? Предположение, которое может быть подтверждено анализами, - исходной точкой являлся Древний Китай. 2. Этнонимы и топонимы В статье Игоря Киреева дано несколько вариантов происхождения фамилии, в том числе, от названия племени кереев. Что это за племя кереев (кереитов, кераитов)?. Из Википедии Кереиты (Кэрэиты, Кераиты; от монг. кэрэ, «во́рон») — союз племён, обитавших в степном Забайкалье в X—XII веках. Ведущая роль в союзе принадлежала монголоязычным племенам, хотя он включал и другие (тюрко-уйгурские, самодийские) элементы. Кереиты приняли участие в этногенезе монголов, а также других народов Евразии Кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов».[1] «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогрула) находилась в Тёмном Бору на реке Толе. Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По некоторым версиям, кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Кереитский союз состоял из 7 племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун (?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин (?), сакаит; самодийские — тумат. Согласно легенде. Три племени происходили от одной матери- Алан-Гоа: Букун-Катаки, Салжуктаи и Бодончары. Букун-Катаки, впоследствии преобразовались в племя караитов, салжуктаи в конгратов, а бодончары в киятов. Все эти племена носили название нирун, подчеркивая тем самым на свое происхождение от Алан-Гоа. Кераитов постоянно враждовали с другими тюркскими племенами. Два других племени не враждовали, но и особых связей у них не было, но впоследствии стали союзниками в борьбе за власть в монгольском государстве. Степные забайкальские племена объединил Темучин (позднее ставший Чингисханом), Найманы, конграты и кияты стали главной опорой Чингиса в борьбе за власть над всеми тюркскими племенами в Монголии. Главным препятствием были тюркские племена под названием татары (всадники с косичкой). Их было шесть и каждое из них имело свое войско. Они отличались воинственным характером и драчливостью и Рашид-ад-дин пишет, что "в их природе преобладали ненависть, гнев и зависть". Это подчеркивают и другие исследователи. После ожесточенных сражений, когда чаша весов склонялась и в ту и в другую сторону объединенные силы найманов, конгратов и кераитов одержали вверх и заставили татар покориться. Татары присоединились к юрте Чингисхана и с тех пор все объединение племен под главенством Чингиса стало называться татаро-монголами. В 1007 г Кереитский хан обратился к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч. В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды. Один из внуков Маргуза, Тогрул (Тоорил), получил титул Ван-хана; по мнению группы учёных, имя Ван-хана было искажено западными писателями в Иоанна, откуда произошёл пресвитер Иоанн. Бывший сначала союзником Чингисхана, Тогрул поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингиса, и самостоятельное существование их с этих пор прекращается. В 13 в (скорее всего, в составе монгольских войск) часть кереитов устремилась на запад , вплоть до Волги, где они сохранили свой этноним кереит и вошли позднее под этим названием в состав узбеков, киргизов, а небольшая группа — в состав казахов Этноним кереит (кереид, кириет, кирийет) зафиксирован также в топонимии причерноморских степей. Другая часть кереитов осталась в Северном Казахстане и влилась в Средний Жуз казахов под названием керей (кара-керей, абак-керей), утратив окончание -т в прежнем этнониме. В Кахахстане и окрестных странах Средней Азии до сих пор сильны роды Жанибека и Керея (Кирай-хана) – основателей Казахского ханства в 1470 г., чингисидов. Считают, что древнейший и крупнейший казахский род керей ведет свое наименование от слова «кереш» — «крест». Появление этнонимов (название родов) гэрэй (гэрэй-кыпсак), гэрэ — у башкир (с конца 14 в), герей — у крымских татар объясняется хотя бы частичной миграцией кереев на запад. В составе монголов с 17 в существует род кирэй. Есть еще этноним «Караимы» - тюркские евреи (« "черный - я"). Но этноним караимы вряд ли мог трансформироваться в кереитов (херээд)? Это - довольно-таки редкий процесс смены рядности. На сайте Татарских тюркских, мусульманских фамилий (http://tatar.com.ru/surname/a.php) есть такие данные о происхождении: КИРЕЕВЫ - КИРЕЕВСКИЕ. От Мисюра Киреева - литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук "татарин Кирей Кривой" бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI - XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии - известные общественные деятели, учёные ОС. 87, с. 578). КИРЕЕВЫ. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Киреевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреев - подьячий Сибирского приказа в 1683 - 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай "герой" (Баскаков 1979, с. 17 Всё описанное - история глубокой древности. Современные (высокородная часть) Киреевы с большой долей вероятности ведут начало от крымского хана Гирея, либо от кахахского Керея. Которые в свою очередь, почти наверняка, связаны с древними кереями. Но много ли таковых осталось после революции 1917 г? Если и остались, то скорее всего, они большей частью эмигрировали. Не поручусь, что «белой кости» в РФ ныне наберётся более десятка. Кто же остальные 35990 Киреевых? Это люди из простых, их корни – в крестьянах, мещанах, трудовых людях невысокого положения. А для таких слоёв общества фамилия не имеет древних корней. Хорошо, если фамилии их родов оформились в 19в, а то и в начале 20 в (а некоторых и после революции). В этих случаях фамилия была связана обычно с прозвищем конкретного человека, а не с его «древним родом». Её истоки следует искать в географических топонимах и в тюркоязычных словарях, могущих пролить свет на происхождение прозвища. Рассмотрим топонимы. Географические названия России таят в себе немало загадок и тайн. Племена и языки, исчезнувшие к нашему времени окончательно и бесповоротно, остаются в названиях на картах. Поэтому расшифровка значений древних имен рек, населенных пунктов всегда привлекала профессионалов и любителей. Географические названия Восточной Сибири http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=113&sec=12 Кара, Kaрай, pp. и н.п. - от тюрк., и звенк. кара, бур. хара - черный. Рч. Кара - "чёрная", отсюда Карийский рудник в Забайкалье (до революции существовала Карийская каторга); Каранга, р. приток Витима. Бур. Харасун (см.) - "черная река", Хара-Хошун (на картах - Каракасун) - "черный мыс" на берегу Байкала. у устья р. Баргузина и т.д. Кара-Корум, рч., приток р. Уды (Чуны) - от кара (см.), корум, курум - каменные россыпи на склонах, нагромождение камней и русле реки, "каменные моря" на склонах гор (Вост. Саян). Термин курум, корум, по-видимому, тюрк. происхождения. Ср. хр. Каракорум на юге Азии, Каракорум на Алтае. Карам, Казачинско-Ленский р-н - - от бур. слова харим (карым). Буряты своих соплеменников, вступивших в брак с русскими, а также перешедших в православную веру, называли харим (карым), что означает "чуждый", "отчужденный", "отделившийся" (от слова хари - "чужой", "чуждый"). Населенные пункты, где проживали такие семьи, назывались карымскими. Это нарицательное название переходило в некоторых случаях в собственное. Такие селения обычно возникали в смежных районах русского и бурятского населения, и жители их состояли из метисов (карымов, ясачных).. Каранцай, Куйтунский р-н - бур. харанса от харан - "мишень", "наблюдаемое место", са - суффикс места действия, т. е. означает "смотровое", "караульное место" (сторожок), с которого в прошлом вели наблюдения за враждебными племенами. Таких названий в топонимии бурят много. Объяснение Каранцай - "черный чай" от кара, хара - "черный", цай - "чай" неверно. Карасун, рч., приток Баргузина: по-бур. Хара, уhан - буквально значит "черная вода". Буряты так называют реки, не замерзающие зимой, т.е. остающиеся темными, черными - хара. Речка эта протекает по болоту и не замерзает из-за выхода горячих подземных ключей, которых здесь много. Кербулак, с., Аларский р-н - по-бур. хэр, хээрэ - "степь", "поле", булаг - "ключ", "источник", "родник", т. е. родник в степи или в поле. Керексуры, уp., могильники, часто встречающиеся в Южном Забайкалье, в бас. Селенги, например, на левом берегу Селенги, против с. Харанхоя - так назывались могильники, курганы из дикого камня, окруженные круглой или четырехугольной оградой из вертикально поставленных глыб камней. Могилы эти принадлежали селенгинским уйгурам, но названы по имени киргизов - хыргиз-ур, хырексур. Керма, рч., ур. на Баргузинском хр. - от бур. хэрмэ - белка. т.е. "беличье место", что и в настоящее время соответствует действительности. Кирей, pp., притоки Ии и Уды (Ангара) - эти названия обращают на себя внимание тем, что их связывают с этнонимом кераиты Н.А. Аристов пишет: "В степи Казахстана нахлынули в первой половине XIII в. тюркские племена Монголии аргын, найман и кирей... племя происходит... от кара, черный ибо предками его были девять черноватых братьев: отсюда караит, кераит... я предпочитаю думать, что имя киреев произошло от речек Кирей, притоков Уды, на северных склонах Саянского хребта" (1896, С.353). Однако Г.Е. Грум-Гржимайло (1926. С.425) отрицая это мнение, считает, что кирей и кераиты - разные слова, понятия. Н.И. Березин, Г.Н. Потанин считают, что племенное имя кераит происходит от монг. слова хирээ, кирээ - ворон. Кераиты известны с XII в., жили в Монголии и Забайкалье, были врагами Чингиз-хана и им разбиты. На юге Вост. Сибири много топонимов, основы которых созвучны с этим этнонимом: Кирей, Кырен, Киран, Киреть и т.п. См. слово "Кырен". Киренга, р., приток Лены - по-эвенк.: кири, кирин - "грязь", "грязный", кара - "черный", нга - суффикс множественного числа. Киренга значит "черная" ("грязная]) река. Для р. Киренги (в среднем ее течении) и ее притоков - Черных речек характерны гальки и песок, покрытые черным налетом - гидроокисью марганца, отчего пода кажется черной, грязной. Имеется и другое объяснение: от эвенк. же слова кире - "орел" или "коршун". Киренга значит "орлиные" (гнезда или места). Более вероятно первое объяснение. Киренск, г., Киренский р-н - известен с 1631 г., сначала как Никольский погост, а затем в 1655 г. переименован в Киренский острог. С 1775 г. - город. Название свое получил от р. Киренги (см.). Кырма, рч., местность в Эхирит-Бул. р-не - от бур. слов хэрмэ - белка, хэрмэшэн - белковщики. Еще Рашид-ад-дин писал, что у самого края страны киргизов, в пределах Баргуджин-Токума, обитали булагачины и кэрэмучины; "они близки друг с другом". (1952. С. 122). Кырен, центр Тунк. аймака, бур. произношение Хирин - местное население производит от слова хирээ - ворон, "воронье место". Этот топоним происходит от основы кир(и), хир(и), что могло являться наименованием самодийского племени кири, хири, или кирей, абак-кирей (по русской транскрипции). Топонимы от кири, хири распространены во многих местах Присаянья: Кыр(у), Кыринский караул; реки Кирей в бассейнах Оки, Уды; Хэрэтэ, так же Хирин (Кырен). Ср. в бас. Лены Кире(нск), Кире(нга); в бас. Ангары рч. Кыр, Кыр-Кыр; в бас. Аргуни Кир-Кир; притоки Байкала Кир-Кир, Кур-Кер; есть эвенк, кири, кирин - грязь, грязный. Харалун, высокий скалистый мыс на берегу р.Селенги, близ Селенгинска (выше по реке) - от бур. харуулан, харуулшан - смотровой, караульный сторожок. Эта скала, с которой хорошо просматривается местность, служила в XVII в. сторожевым пунктом русских, охраняющих Селенгинский острог. Был другой такой пункт Харуулай толгой - "караульная вершина" (сопка на левом берегу Селенги), рядом находился караульный луг, где паслись лошади казаков, несших службу. Хэр, названия местностей в районах бурятских поселений - по-бур. хэрэ - "степь", "степной участок посреди леса", "пустошь", "поле", часто с прилагательным словом образует различные названия: Саган-хэр - "белая степь" (ковыльная), Унгэто-хэр - "цветистая степь" (много цветковых растений). http://www.orexca.com/rus/toponyms_tyan-shan.shtml (Топонимы Узбекистана) Кара, гара, хара - Буквально черный, плохой, злой (тюкрские, монгольский языки). Киргизское - кара - непокрытое снегом место в горах. Казахское кара в конце сложного географического названия означает - сопка или другую сравнительно крупную возвышенность, сложенную из твердых пород с обнажениями темного цвета. Арабское тара - холм с твердыми склонами, скалистый останец, отдельно стоящая скала. Древнеегипетское - грр - холм. Сомали - гар - край, высокая гора, кур - гора. Армянское - кар - камень, скала. Древнеирландское - каррак - берег, край. Грузинское - каркар - высокий утес. Тюркское кыр - гора, горный хребет, грань. Монгольское - кира, хар, хара - гребень, возвышенность. Эвенкийское кирагин - косогор, высокий берег. Индоевропейское - гар, тара - гора. Корум, курум - Название каменных квадратных или кольцевидных выкладок южнее города Алмалык, у кишлака Богустан и в других местах Ташкентской области. Произошло из "корум" - "осыпь камней" - указание на преграду и предупреждение об опасности.Каменистая россыпь на склонах и на плоских вершинах плато. Нагромождение камней в русле реки. В камнях курума часто протекает река. Древнетюркское корум - каменистые россыпи, обломки скал, валунов. Тувинское хорум - каменная россыпь, груда камней, курган. Хакасское хорым - россыпь, скалы. Якутское - курум - россыпи, осыпи на склонах, в руслах рек. В Фергане - каменные насыпи на древних могилах. Таджикское корум , курум (из тюркских языков) - каменные осыпи на склонах гор, скопление крупных камней в русле реки. Балкарское хурум - каменистое место. Каракорум - высочайшая вершина в Азии, Каракорумское шоссе - соединяющее Китай с Пакистаном и т.д. - образованы от этого слова. Куру - Сухие каменистые равнины, покрытые полынью, солянками и другими сухостойкими растениями. Дословно - "сухой" (тюркские языки). Курук - Запретное место (монгольский язык). Курум - По Махмуду Кашгари - скала, камень. Курумли таш - каменные горы. Кыр - Древнетюркское кыр - плоскогорье, кыра - пашня, туркменское гыр, кыр - твердая поверхность, плато, плоских увалов, останковых возвышенностей, плоскогорье. Кыр - равнина, степь. Киргизское - кыр - горный хребет, гребень горы, грань, ребро. Казахское - кыр - возвышенность, холмогорье, мелкосопочник. Узбекское - кыр - возвышенность, холмистая степь, кыртак - берег, кырак - край, берег. Горный хребет. В отличие от туу, кыр означает не гору, а целый хребет гор. Множество топонимов связанных с мастью лошадей (http://www.adji.ru/book9_2.htm). В телеутском языке существует множество специальных терминов, во всяком случае, более двух десятков. Но, что характерно, все они, за минимумом исключений, оказались “простыми”, не осложненными дополнительными определениями или характеристиками. В телеутском языке известны такие масти как: ак (белая), пос (пепельно-беловатая), пор (серая), кара (вороная), т’еерен (рыжая), кер, торо (гнедая), сар(ыг) (соловая), кярең (саврасая), сур (буланая), кула, калтар (мухортая), чолдар (игреневая), чоокыр (чубарая), ала-шакка (пестро-чубарая), ала (пегая), цлц (красно-пестрая), кцк (сивая), чал, кыр (чалая), коңыр (?) (каурая). Практически все термины оказались известными в тюркском мире на протяжении последних полутора тысяч лет (они зафиксированы уже в языке древних тюрков) или же имеют аналоги в монгольском языке; они не известны лишь в отношении 7 слов: тел. и шор. кер, кул(а) и тора (впрочем, последний, возможно, восходит к др.-тюркск. торуг), тел. ала шакка и цлц, шор. поз(ы)р) и кор. В топонимах Крыма – около 70 наименований с корнем КАРА (Кара-Даг), 6 – с КЕР (Керез-Алан) и 4 с КИР(Киргим-Кая). В конце-концов, http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=147§ion=0&heading=0 Башкирия — по одной из версий название страны — производное от названия народа "башкиры". Восходит оно к тюркским словам баш-курт — "голова волка": возможно, волк считался тотемом — покровителем рода, мифическим родоначальником. Ещё одна версия восходит к этимологии "пчеловоды". Киргизия - по китайским письменным источникам со II века до н.э., этимология его по одной из версий - из кир - "степь" и кис - "кочевать", но она ненадёжна. ... Здесь приведём интересное наблюдение. Башкирское КУРТ – трансформировалось в русское КИР. Но русское КЕР – на татарском звучит и пишется КИР. Например, русское картографическое название татарской (но в Башкирии) деревни Нижние Термы («терема»), а в татарском – Нижние Тирмы. Слово КЕР имеется и в мадьярском языке. Это название одного из племён тюркского происхождения. Племенное имя Кер Немет считал тюркским словом "гигантский, огромный". В последнее время это мнение оспорено, причем указано на то, что мадьярский глагол " кер " ("просить", "требовать") и устаревшее мадьярское " кер " ("кора") имеют финно-угорское происхождение. Интересно военное толкование слова КЕР (гер, гар-монгльское, хер, хир) означающего в разных языках "войну, войско" (http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=21879&t=21879 (форум)). Еще один перевод – «племя, род» или со значением "войско, толпа, стадо". Обычно считают, что тюрккое "аскер" является заимствованием из арабского "ас-гар". Но также есть мнение, что "ас-кер" происходит от тюркского "ас, ес" - "товарищ" И тогда вместе с "кер" ="войско" получаем "аскера"= "воина" = "товарища по войску". В этом же ряду, возможно, стоит монгольское слово НУКЕР = "воин, дружинник" Джаункар (джунгар), монг. - левая рука, левое крыло армии ("джун, зюн" - "левый" и "гар"-"рука".) Монгольское ГАР использовалось и для наименования разных частей армии. Например, часть, располагающаяся перед основными силами армии именовалась по-монгольски Булчунгар, а по-тюркски каравул. 3. Словарь (возможные толкования) Фамилия могла произойти от клички-характеристики человека, которая должна быть созвучна слову КИРЕЙ. Для выявления созвучий привожу здесь некоторые выдержки из татарско-русского и др. словарей. Из Википедии – Гәрәй - Происхождение имени: персидское или тюркско-татарское; этноним; историческое Значение имени: -Пристрастие, желание, стремление; достоинство. -Сильный, могущественный. -Эпитет-титул ханов крымской и казанской династий. Считают, что родовое имя Гарай (Гирей) происходит от названия рода керей, оказывавшего помощь Хаджи-Гирею - основателю династии гиреев. Татарско-русский словарь (http://tatar.com.ru/dict/k.php) кар сущ снег // снежный, снеговой кара I пр 1. чёрный 2. тёмный, чёрный 3. вороной (масть лошади) 4. грязный, нечистый, не стираный (об одежде) 5. чёрный, неквалифицированный 6. перен тёмный, простой, необразованный, непросвещённый 7. дремучий, чёрный (лес) 8. чёрный, курной (баня, дом) 9. перен чёрный, траурный 10 перен мрачный, безотрадный, тяжёлый 11. перен чёрный, преступный, злостный (мысли) 12. бесчестье, чёрное пятно 13. в сложн сл переводится компонентом черно- кәрәз сущ сот, соты // сотовый кер сущ 1. одежда, бельё (подлежащее стирке или выстиранное) 2. грязь (на одежде, бельё и на теле) 3. перен грязь, безнравственность, бесчестность керән сущ хрен // хреновый керәч сущ фарфор, фаянс, изразец // фарфоровый, фаянсовый, изразцовый керәшен сущ этногр крещёный татарин керәшә сущ зоол береговая ласточка, касатка керем сущ 1. доход, приход 2. поступление 3. приход (графа) керем-чыгым сущ приход и расход кереш I сущ введение, вступление, предисловие // вступительный, вводный кереш II сущ 1. тетива 2. лучок, смычок (для льна) керешү I гл 1. начинать, начать 2. браться, взяться, приниматься, приняться, приступать, приступить керешү II гл 1. сваляться (о шерсти) 2. смешиваться, смешаться; скрещиваться 3. окрашиваться; впитываться (в ткань) киерү гл 1. вразн зн натягивать, натянуть, растягивать, растянуть 2. пялить, напяливать, напялить, натягивать, натянуть 3. расправлять, расправить 4. напрягать, напрячь, натуживать, натужить (мускулы); выпячивать, выпятить (грудь); выставить, выставлять (живот) кирәк предик сл 1. надо, нужно, необходимо, надобно // нужный, необходимый, надобный 2. сущ необходимость, надобность 3. сущ необходимое, нужное 4. союз хоть ..., хоть ... 5. союз и ..., и ... 6. в составе условных форм гл и с гл булу переводится словами возможно, вероятно, по-видимому кире - пр 1. в разн зн обратный, противоположный // обратно, назад 2. в разн зн отрицательный // отрицательно 3. упрямый, неуступчивый, несговорчивый (о человеке) 4. норовистый, своенравный 5. лит отрицательный (герой) 6. физ отрицательный (заряд) 7. линг уступительный 8. нар заново, снова 9. нар наизнанку көр пр 1. тучный, жирный, упитанный (о скоте) 2. тучный, хорошо уродившийся (о растениях) 3. перен приподнятый, бодрый (настроение) 4. перен зычный, звучный (голос) көрән пр коричневый, бурый көрәү гл 1. грести, сгрести, сгребать 2. перен загребать (деньги) көрәш сущ 1. в разн зн борьба 2. сражение, битва, борьба гер сущ гиря // гиревой гөр сущ 1. см гөрелте 2. воркование (о голубях) хәер сущ 1. добро, польза 2. милостыня, подаяние хәер вводн сл впрочем хирыс пр 1. пристрастный, охочий 2. алчный, жадный һәр мест 1. каждый, всякий Кстати, ворон по-татарски – козгын; ворона – карга / карга сущ 1. ворона // вороний 2. перен тунеядец, паразит 3. пики (карточная масть) 4. перен галка, галочка (знак) Башҡорт Теле (из краткого башкирского словаря) күреү видеть кәрәк надо (http://tel.bashqort.com/index.php?option=com_glossary&Itemid=113) Из древне-тюркского словаря (http://altaica.ru/LIBRARY/dts.htm) Этимологические словари тюркских языков (18 языков) можно полистать на сайте http://www.altaica.ru/v-turks.htm ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вот краткие сведения из истории, этнографии, географии и языковедении, которые могут заинтересовать носителей фамилии и пригодиться им в поисках и определении своих истоков и происхождения. Хотелось бы собрать больше подобных сведений от заинтересованных лиц для создания «банка версий о происхождении фамилии». А.А. Киреев, Москва, 2008 год.
|